Ездят ли зимой на велосипеде? Жители Скандинавских стран на своем опыте доказывают, что велобайк — это универсальное средство передвижения в любое время года. Все, что нужно, – правильная одежда и соблюдение правил ухода и передвижения.
Ездить или не ездить
Можно ли ездить на велосипеде зимой в наших широтах? Велолюбители уверенно утверждают – можно. Однако устойчивые стереотипы мешают велосипедистам выезжать:
- Риск получить травму. Велобайк падает при тех же обстоятельствах, при которых заносит автомобиль или падает пешеход. Но резиновые покрышки удерживают на 90 % лучше подошв обуви. А значит, риск упасть на байке ниже.
- Легко испачкаться и промокнуть. Всю грязь и воду принимают на себя покрышки. А от брызг защищают крылья.
- Холод. Во время поездки организм вырабатывает много тепла. Избежать простуды несложно, если правильно подобрать одежду.
- Содержание велика зимой обходится дороже. Подвижные механизмы быстрее изнашиваются, но пробеги меньше. Поэтому содержание не дороже, чем летом.
Правила подготовки и особенности езды на велосипеде зимой
Если вы решились ехать на велосипеде зимой, следует основательно подготовить его:
- Сменить покрышки. Двухрядная шипованная резина хороша исключительно как подстраховка во время осенних заморозков. Многорядная обеспечивает постоянное сцепление с поверхностью дороги. Но она тяжелая и не позволяет ездить быстро. Если мороз чередуется с оттепелями, знатоки советуют одевать шипованные покрышки только на переднее колесо. Все покрышки для велосипеда зимой обязательно нужно прикатывать на асфальте 40-50 км без резких маневров.
- Установить полноразмерные крылья, полностью накрывающие заднее колесо и как можно дальше вперед переднее.
- Тормоза – исключительно дисковые. Ободные тормоза отказывают при -5°.
- Проверить исправность фонарей и габаритов, установить дополнительные катафоты на спицы колес и под сиденье.
- Сменить смазку и использовать ее чаще, чем обычно. Есть большой выбор специальных смазок. Велосипедисты советуют приобрести силиконовую смазку и капать ее на передвижные детали для защиты от обледенения.
- Колеса прокачивать по наименьшему допустимому давлению, указанному на покрышке.
- Отказаться от контактных педалей. Велосипедисты хвалят их достоинства при езде по скользкой дороге, но из-за металлического шипа сильно мерзнут ноги. Лучший выбор – педали-платформы.
- Велобайк нужно хранить в прохладном помещении.
- Обязательно надо мыть велик после езды. Алюминиевые детали окисляются дорожными реагентами.
Собственно, езда на велосипеде зимой имеет свои особенности:
- Нужно избегать резких поворотов и больших скоростей, не «перекладывать» на скорости.
- На снеге и льде амортизаторы делают байк плохо предсказуемым и увеличивают риск падения.
- Следует соблюдать среднюю скорость и дистанцию больше чем обычно – на скользкой дороге тормозной путь увеличивается вдвое.
- Передвигаться только по расчищенным дорожкам или плотно укатанному снегу.
- На слежавшемся снегу нужно крепко держать руль – на неровной дороге его будет вырывать из рук.
- Велокомпьютеры на морозе не работают.
- Всегда нужно иметь на одежде светоотражатели.
- Не выезжать на автомобильные дороги.
Все это отвечает на вопрос, на каком велосипеде можно ездить зимой. При правильной подготовке – на любом, но больше подходят ригид-велосипеды с жесткой рамой и без амортизаторов.
Экипировка
При физической нагрузке тело сильно потеет. Пот пропитывает одежду, замерзает, и люди простужаются. Правильная трехслойная одежда для езды на велосипеде зимой защитит от болезни:
- Термобелье. Лучше выбрать смесь синтетических волокон и шерсти. Такое термобелье способствует испарению влаги и сохранению тепла.
- Согревающий слой. Самый практичный выбор – флисовая толстовка, сохраняющая тепло и выводящая влагу.
- Третий слой – непромокаемая и непродуваемая куртка с удлиненной спиной, высоким воротником, клапанами вентиляции, мембраной.
Обязателен подшлемник, закрывающий всю голову. Универсальный вариант – бандана, закрывающая по необходимости шею или голову под шлемом. Специальная маска для езды на велосипеде зимой полностью закрывает голову и лицо, не перекрывает обзор, стекло не запотевает и имеет защиту от УФ-излучения.
Перчатки должны быть непродуваемые и длинные. Хороший выбор – модели для горнолыжников или наподобие дайверских. Они не пропускают холод и легко прогреваются.
Обувь – непромокаемые высокие ботинки с мембраной, с протектором на подошве и теплые или термоноски.
Очки для езды на велосипеде зимой лучше выбирать горнолыжные или мотоциклетные с пластиковыми дужками.
Каждое время года имеет свои факторы риска. Летом их ничуть не меньше. Езда на велосипеде зимой, по отзывам велосипедистов, повышает жизненный тонус, укрепляет здоровье и спасает от сезонной депрессии. Выезжать или нет на велосипеде в холодный сезон – пусть каждый решит сам для себя.