В зависимости от класса велотехники на нее устанавливаются три типа устройств для обеспечения остановки: барабанные, ободные, дисковые. Каждая из конструкций имеет свои достоинства и недостатки, по-разному эксплуатируется и имеет специфичные регулировки тормозов на велосипеде, на которых мы и остановимся подробнее.
Барабанная конструкция
Самый распространенный тип устройства для управления скоростью, остановки веломашин, предназначенных для поездок по городу, в том числе и детских моделей. Он также имеет второе название - ножной. Располагается узел во втулке заднего колеса, а процесс инициируется при обратном вращении педалей. Колодки внутри барабана прижимаются к стенкам барабана, в результате чего за счет трения замедляется движение заднего колеса.
Благодаря простоте конструкции, настройка барабанных тормозов на велосипеде не нужна. Блок долговечен, изолирован от попадания пыли и влаги, эффективен даже при деформации колеса. Однако, отмечается и ряд недостатков барабанной конструкции. Это:
- необходимость приложения больших усилий для срабатывания;
- невозможность использовать его при слетевшей на ходу цепи;
- наличие «мертвой зоны» и переходного периода от принятия решения до начала физического процесса.
Типы колодочных или ободных конструкций
На сегодняшний день это наиболее распространенная и популярная конструкция, которая устанавливается на большинстве веломашин. Существует три типа колодочных блоков:
- кантилеверные;
- клещевые;
- V-brake.
Они имеют несколько отличий, но их принцип действия одинаков: на рычаги поступает усилие, которое через тросы прижимает колодки к ободу колес, замедляя их вращение. Их балансировка осуществляется смещением колодок. Для этого ослабляются крепежные гайки, и каждая из колодок позиционируется относительно обода. При этом необходимо выдержать расстояние не менее миллиметра между покрышкой и колодкой. Натяжение троса устанавливается полой гайкой на ручке торможения. Особенности и порядок настройки ободных блоков V-brake подробно описаны в видеообзоре https://youtu.be/fAu7p5nZ1Ok.
Для кантилеверных систем применяется регулировка досягаемости с помощью расположенного в ручке винта, который меняет натяжение троса, передающего усилия на колодки.
Для клещевых типов настройки ручного тормоза велосипеда выполняются с помощью регуляторов колодок и эксцентрика троса.
Говоря о регулировках ободных систем, следует заметить, что для всех типов они сводятся к настройке положения колодок и силы натяжения троса. Колодочные блоки благодаря своей конструкции имеют высокую эффективность, легкие и недорогие. В то же время попадание на них воды или грязи увеличивает путь до полной остановки, ускоряет износ колесного обода. И еще один нюанс: V-brake нельзя использовать в веломашинах с широкими покрышками.
Итак, если вы не знаете, как настроить ободные тормоза на велосипеде, то следует обратиться к более опытным членам велосообщества, либо к профессиональному механику. Но, все же, проще и удобнее освоить этот несложный процесс самостоятельно, используя многочисленные видеообзоры и описания, содержащиеся в сопроводительных документах к вашей веломашине, тем более, что все необходимые инструменты входят в комплектацию.
Как настроить дисковые устройства торможения на велосипеде
Дисковые тормоза бывают двух типов:
- механические – колодки приводятся в движение с помощью ручки и тросов;
- гидравлические – в таких системах давление на колодки осуществляется с помощью технологической жидкости, находящейся под давлением.
Механика проще ремонтируется, а вот гидравлика остается на сегодняшний день самым мощным устройством торможения, устанавливаемым на велосипеды. Перед тем, как отрегулировать тормоза на велосипеде, убедитесь в том, что его детали не имеют критического износа и механических повреждений. Если диск имеет кривизну, ее необходимо исправить с помощью роторного или разводного ключа.
В регулировке дисковых тормозов на велосипеде очень важно правильное четкое позиционирование колодок относительно диска. Это основная регулировка, осуществляется двумя болтами под шестигранный ключ. По ссылке https://youtu.be/-wzOEfLWTpU вы можете получить наглядное представление о процессе, изучив видео как настроить дисковые тормоза на велосипеде.
И помните, что настройка переднего тормоза велосипеда должна осуществляться таким образом, чтобы даже при резком нажатии ручки торможение происходило плавно, в противном случае вам не избежать резкой блокировки переднего колеса, что чревато опрокидыванием велобайка. В экстренных случаях вас подстрахуют настройки заднего тормоза велосипеда, быстро и четко обеспечивают остановку.